Виды мышления и их развитие в онтогенезе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления и о разных основаниях для их выделения.
Принимая во внимание степень развернутости мыслительных процессов, можно выделить:
дискурсивное мышление как поэтапно развернутый процесс;
интуитивное мышление, характеризующиеся быстротой протекания и отсутствием четко выраженных этапов.
С точки зрения новизны и оригинальности в психологии принято говорить о:
творческом (продуктивном) мышлении, которое направлено на создание новых идей, его результатом является создание нового или усовершенствование чего-либо;
воспроизводящем (репродуктивном) мышлении, которое представляет собой применение готовых знаний и умений.
В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляются их проверка и выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.
По характеру решаемых задач выделяют:
теоретическое мышление, направленное на открытие законов, свойств объектов;
практическое мышление, которое связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов, т. е. реальных, физических предметов. Эта форма мышления характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку. Ребенок мыслит, действуя руками, поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Предметно-действенное мышление сохраняется и у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.
Однако, мысля наглядно-образно, человек в определенной степени привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.