... > Психология и педагогика > Воспитание как общественное...

Воспитание как общественное явление

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Воспитание и производительные силы Воспитание и экономический базис Воспитание и язык, культура Воспитание и формы общественного сознания (политика, мораль и нравственность, право, наука, искусство, религия)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений.

Воспитание и производительные силы

Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, ос­нова возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду.

Воспитание и экономический базис

Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направ­ленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократи­ческой педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гар­моничное развитие на основе единства природных дарований и требова­ний развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура

Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом челове­чества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удовлетворению их потребностей.

Воспитание и формы общественного сознания (политика, мораль и нравственность, право, наука, искусство, религия)

Формы общественного сознания представляют собой духовную питательную среду воспитания.

  • Политика использует воспитание в качестве одного из каналов свое­го утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.

  • Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную сис­тему моральных норм, а воспитание – приспосабливает его к ним.

  • Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению.

  • Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

  • Искусство формирует художественное познание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

  • Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, загробный мир. В тоже время она вносит свой вклад в воспитательный про­цесс, формирование мировоззрения человека.