... > Психология и педагогика > Восприятие, его классификация,...

Восприятие, его классификация, основные свойства образа восприятия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Восприятие Виды восприятия Классификация видов восприятия Свойства восприятия биологические часы Психологические особенности восприятия времени
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Восприятие — психический процесс отражения предметов или явлений, складывающийся целостно. Это не пассивное отражение реальности, а осмысленное.

Виды восприятия: 

  • зрительное;

  • слуховое;

  • восприятие движения;

  • восприятие времени;

  • полное / неполное;

  • глубокое / поверхностное;

  • точное / иллюзорное;

  • быстрое / медленное (в зависимости от типа темперамента).

Классификация видов восприятия:

  • В зависимости от форм отражения:

    • пространства;

    • времени;

    • движения.

  • В зависимости от цели:

    • преднамеренное/непреднамеренное;

    • организованное (учебный процесс)/неорганизованное (стихийное).

Свойства восприятия:

  1. избирательность — выделение одного предмета или явления на фоне других;

  2. предметность — способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов;

  3. апперцепция — зависимость нашего восприятия от прошлого опыта;

  4. осмысленность;

  5. контрастность — восприятие по цвету, форме;

  6. целостность — восприятие объекта в целом, а не отдельных его свойств;

  7. константность — человек воспринимает окружающий мир постоянным.

О механизмах восприятия времени в психологии известно меньше, чем о пространстве. Предполагается, что в организме человека есть «биологические часы» — строго ритмические, точно выверенные во времени биологические процессы, анализируя которые мы судим о времени. Также человек может жить в настоящем, прошедшем и будущем времени, тем самым замедляя либо ускоряя ход своей жизни.

Психологические особенности восприятия времени:

  • интересные события проходят быстро, а неинтересные – медленно;

  • пустые отрезки далекого прошлого кажутся мгновенными, а интересные воспринимаются по временной длительности;

  • человек с восприятием времени рождается, но пониманию времени он обучается.