... > Психология и педагогика > Возрастные периодизации

Возрастные периодизации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

оценка возрастной нормы Возрастная норма анализ оценки морфологических признаков Наиболее полная возрастная периодизация в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды периодизацию, основанную на педагогических критериях В жизненном цикле человека выделяют следующие периоды Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Возрастные периодизации

Знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики и медицины. Важнейшая из них — оценка возрастной нормы. С позиции адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза.

Возрастная норма нередко рассматривается как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофизиологические особенности организма. Вне всяких сомнений, подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив решить ряд практических задач (например, в оценке уровня физического развития). Однако такое представление о возрастной норме, практически возводящее количественную оценку морфологической и функциональной зрелости организма на разных этапах онтогенеза в абсолют, не отражает сущности самих возрастных преобразований, определяющих развитие организма по адаптивному пути и организующих его взаимоотношения с внешней средой. 

Развитие представлений о критериях возрастной нормы определяют и подходы к возрастной периодизации развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (рост, смены зубов, нарастание массы тела и т.д.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В.В. Бунаком, по мнению которого в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом. 

Согласно этой периодизации в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды:

  • младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий:

    • начальный (1–3, 4–6 мес.) цикл;

    • средний (7–9 мес.) цикл;

    • конечный (10–12 мес.) цикл;

  • второго детства:

    • начальный цикл: 8–10 лет — мальчики, 8–9 лет — девочки;

    • конечный: 11–13 лет — мальчики, 10–12 лет — девочки);

  • подростковый (14–17 лет — мальчики, 13–16 лет — девочки);

  • юношеский (18–21 год — юноши, 17–20 — девушки);

  • с 21 года начинается взрослый период.

Как видно, эту классификацию возрастных периодов, отражающую в большей степени существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой. 

В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. (В частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс). 

В жизненном цикле человека выделяют следующие периоды

  • Новорожденный — 1–10 дней;

  • Грудной возраст — 10 дней – 1 год; 

  • Раннее детство — 1–3 года; 

  • Первое детство — 4–7 лет; 

  • Второе детство — 8–12 лет — мальчики, 8-11 лет — девочки; 

  • Подростковый возраст — 13–16 лет — мальчики, 12–15 лет — девочки; 

  • Юношеский возраст — 17–21 год — юноши, 16–20 лет — девушки; 

  • Зрелый возраст: 

    • I период — 22–35 лет мужчины, 21–35 лет женщины; 

    • II период — 36–60 лет мужчины, 36–55 лет женщины; 

  • Пожилой возраст — 61–74 год мужчины, 56–74 лет женщины; 

  • Старческий возраст — 75–90 лет мужчины и женщины; 

  • Долгожители — от 90 лет и более. 

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка