Задатки и склонности в структуре способностей, факторы и условия развития способностей
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Виды способностей:
общие — связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например);
специальные — связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций.
Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.).
В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
простая деятельность — снижение интересов;
очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: «Задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов»
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность — способность к обучению и специальная — высокий уровень специальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность).
Талант — это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое:
незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
осознание способности;
включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
темп и легкость усвоения материала;
широта переноса;
время проявления;
соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
исходная предпосылка — врожденные задатки;
время выявления;
развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
всестороннее развитие интересов и способностей;
соперничество и сотрудничество.