Жизненный путь личности, периодизация жизненных циклов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Жизненный путь человека — это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.
Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и др.
Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) человек сам сознательно определяет свое отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчеркивается важная роль родителей в формировании представлений ребенка о жизненных целях и структуре жизненного пути.
Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребенка.
Периодизация:
Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).
Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).
Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).
Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).
Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).
Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет).
Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).
Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).
Кроме кризисных периодов в развитии личности психологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом для развития речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет.