Диагностика организационной культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Услуги по диагностике корпоративной культуры предлагаются на рынке десятками компаний, однако зачастую это делается на основе произвольных опросников, не привязанных к определенной типологии. Иначе говоря, в результате «исследования» заказчик вместо четко определенного типа организационной культуры с указанием его численных параметров получает набор «комментариев и рекомендаций».
Как и в случае с определениями, типологий организационной культуры существует достаточно много.
Типология Камерона-Куинна, основанная на модели конкурирующих ценностей (Competing Values Framework), за последние десять лет легла в основу исследований организационных культур в тысячах компаний и организаций. Произошло это не в последнюю очередь из-за того, что авторы предложили, кроме собственно очередной типологии, и открытый стандартный опросник (OCAI, Organizational Culture Assessment Instrument). Делу повсеместного распространения OCAI также послужила хорошая идея использовать этот инструмент для диагностики не только текущего, но предпочитаемого (будущего) состояния культуры в компании.
На сегодня типология Камерона-Куинна и опросник OCAI — в числе наиболее предпочтительных вариантов для диагностики организационной культуры в компаниях, хотя при этом их нельзя назвать ни самыми безупречными в построении, ни самыми доступными в понимании.
Методика К. Камерона и Р. Куинна (OCAI)
Количественный метод. Основная идея: оценить организацию как есть и как должно быть. Оценивается стиль лидера, стратегические цели и критерии успеха.
Метод объединяет 4 типа культур: клановая, адхократическая, иерархическая и рыночная.
OCAI — это опросник, который состоит из группы вопросов по шести пунктам. Участники выбирают 4 альтернативных ответа и распределяют между ними 100 баллов.