... > Управление организацией > Теория бюрократической организации...

Теория бюрократической организации М.Вебера

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Бюрократическая структура Вебер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности.

Бюрократическая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней.

Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития.

Суть дела сводится к следующим моментам:

  1. Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

  2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.

  3. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных.

  4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами.

  5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно, продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию рассматривается как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме. Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа.

Между тем только некоторым организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны многим организациям.

В анализе организации три аспекта структуры организации рассматриваются как фундаментальные:

  • централизация: количество уровней в иерархии и степень централизации процесса принятия решений;

  • специализация: степень, до которой все действия организации разбиваются на специализированные обязанности для каждого;

  • стандартизация: координация, контроль и правила проведения определенных мероприятий, необходимых для достижения целей организации.