Стадии и виды стратегий развития организации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В качестве стадий развития организации выступают:
Стадия формирования. На данной стадии развития кадровая политика организации характеризуется пристальным вниманием к набору (преимущественно из внешних источников) и адаптации персонала. Большое внимание уделяется вопросам кадрового планирования.
Стадия роста. Кадровая политика направлена на рост трудового коллектива, прием новых сотрудников и стимулирование профессионального роста уже работающих.
Стадия стабилизации. Основными направлениями кадровой работы являются обучение и мотивация персонала, планирование карьеры. Набор персонала осуществляется эпизодически.
Стадия спада. Кадровая политика характеризуется направленностью на сокращение персонала. На первый план выходят аттестация, переобучение, высвобождение работников.
В зависимости от усилий организации данная стадия может характеризоваться либо возрождением (тогда для нее будет характерна кадровая политика стадии формирования), либо ликвидацией (тогда вся кадровая политика сведется к массовому высвобождению персонала).
Согласно другой точке зрения предлагается другая классификация развития организации, более типичная для современных российских организаций.
Стратегия на получение максимально возможной прибыли.
Может присутствовать в двух случаях:
на этапе первоначального становления организации, когда главная задача владельца состоит в первоначальном накоплении капитала;
если организация внезапно попадает в кризисную ситуацию.
Перед фирмой встает задача пережить кризис, продержаться определенное время (от полугода до полутора лет), пока ситуация не нормализуется.
Цель — экономия на всех затратах, связанных с данным ресурсом, — найме, обучении, оплате труда.
Работниками в таких организациях, как правило, не дорожат, характерен высокий оборот кадров и сугубо экономичная политика найма.
Организация труда в таких фирмах преимущественно индивидуальная, преобладает разделение труда и административный контроль.
В качестве стимулирования труда широко используются наказания.
Стратегия на максимальное удовлетворение потребностей постоянных клиентов.
Может быть основой долговременной стратегии организации, если речь идет о профильном для нее бизнесе и если ее круг клиентов ограничен.
В таких организациях работник — активный коммуникатор, понимающий и умеющий воплощать в своей работе принцип «клиент превыше всего!».
Высокие требования к образованию, внешним данным и коммуникабельности кандидата.
В организации труда превалирует закрепление работников по видам (группам) клиентов.
Стратегия организации — дело.
Характерна для фирм, действующих в тех секторах рынка, где потребительский спрос устойчиво высокий (продукты питания, транспорт), а также для стабильно функционирующих организаций, основной задачей которых является предоставление качественных товаров населению.
Для фирмы характерны преобладание командной организации работы и приоритет общих, качественных показателей деятельности.
Проявление активности работников ожидается (и стимулируется) в рамках их обязанностей, как максимум — в масштабе подразделения.
Контроль за деятельностью персонала чаще всего представлен в виде регулярных отчетов.
Стимулируется обучение, профессиональный рост специалистов и руководителей всех рангов.
Высокая оплата труда.
Значительно чаще, чем в других фирмах, используются организационные формы стимулирования и реже — наказания.
Информация о деятельности предприятия открыта для всего персонала.
Стратегия — работник.
Характерна для организаций, имеющих свою историю, стабильный коллектив, организация представляется единой семьей.
Работник — полноценная личность, партнер, главный источник эффективной деятельности организации.
В процедурах отбора широко используются различные психологические методики, предпочтение отдается внутрифирменному найму.
Такие фирмы обычно отличает гибкая организация труда, что предполагает слабую определенность функциональных обязанностей, взаимодополняемость работников, развитые неформальные отношения.
Большое внимание уделяется социально-бытовым вопросам сотрудников.
Хорошая информированность работников.
Стратегия ориентации на территорию.
Характерна для организаций, находящихся в прямой зависимости от территорий, на которых они осуществляют свою деятельность (например, добыча полезных ископаемых).