Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Во время Первой мировой войны в Индию вернулся
Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на родине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их
Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.
Одновременно преследовалась и другая цель —
Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.).
6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли
Лидерам Индийского национального конгресса — а это были представители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, получившие английское образование и воспитание, — нелегко было решиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заведения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — возможности в будущем занять достойное место в обществе.
Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к достаточно скромной касте сельских ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его тактика? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно.
В ИНК обсуждались
Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизматического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздействие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотливую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировавшей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно — денег никогда не было в наличии.
Организации ИНК проводили большую работу на местах по
М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политической организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстрируя тем самым массовый характер партии.