... > Всемирная история > Реформация в Германии...

Реформация в Германии и Швейцарии: М. Лютер, У. Цвингли, Ж.Кальвин

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мартин Лютер У. Цвингли Жан Кальвин неуспех человека реформированные церкви
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Реформация (от слова «реформа»; широкое общественное движение XVI – начала XVII в. за обновление церкви) зародилась в Германии. В 1517 г. доктор богословия Мартин Лютер (1483–1546) выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Так начался длительный поединок Лютера с католицизмом. Реформация вскоре распространилась в различных странах – Нидерландах, Швейцарии, Франции, Англии, Италии. При этом в Германии реформация сопровождалась длительной крестьянской войной.

В Швейцарии появились новые теоретики Реформации, там возник второй после Германии центр Реформации. Цвинглианство являлось швейцарским вариантом протестантизма. Вероучение основано У. Цвингли. Представители этого течения отвергали христианские таинства (крещение и причащение понимались чисто символически, без духовного смысла). К концу XVI – началу XVII вв. цвинглианство практически полностью растворилось в кальвинизме. Жан Кальвин (1509–1564), которого современники именовали «женевским папой», оформил реформационную мысль в Швейцарии. Учение Кальвина (кальвинизм, в том числе английский – пуританство и французский – так называемые гугеноты) стремительно распространялось в Европе, а затем и на Американском континенте.

Идеологи Реформации подвергали критике традиционные церковные представления о церкви как посреднике между Богом и людьми. По мнению идеологов Реформации, или протестантизма (т. е. религиозных учений, связанных с Реформацией), не таинства церкви, а личная вера приобщает человека к благодати. Единственным авторитетом у идеологов протестантизма пользовалось Священное Писание, они подвергали критике папские декреты. Протестанты считали необходимым секуляризировать (т. е. передать в руки государства) церковное имущество, распустить многочисленные монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Среди идеологов протестантизма был весьма популярен лозунг «дешевой церкви».

Главная мысль Реформации заключалась в том, что личность должна непосредственно общаться с Богом, а не через посредников (священнослужителей). Таким образом, на человека теперь возлагалась бόльшая ответственность, чем это было ранее.

Для кальвинизма значение имел успех или неуспех человека. Этот критерий, согласно учению Кальвина, позволял понять, благодать или проклятие лежит на человеке. Таким образом, во главу угла в кальвинизме ставилась практическая, мирская деятельность человека, что шло вразрез с традиционными христианскими представлениями о человеке. Предпринимательство, практицизм теперь фактически освящались идеологами Реформации.

Реформация поощряла индивидуализм, однако устанавливала для него строгие рамки морали, основанные на христианских ценностях. Подчас эти рамки морали были куда более строгими, чем в католицизме. Не случайно широкое распространение получило выражение «пуританская мораль» (т. е. мораль пуритан, кальвинистов – лат. purus – чистый), для которой характерны крайняя строгость нравов и аскетизм).

В результате Реформации на Европейском континенте сформировались новые реформированные церквилютеранская, англиканская, кальвинистская и др., которые не подчинялись Римско-католической церкви. Утверждение протестантизма в значительной части Европы сопровождалось многочисленными кровопролитными религиозными войнами. Например, это война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Священной Римской империи, война католиков с гугенотами во Франции.