... > Культурология > Тематический глоссарий по...

Тематический глоссарий по предмету «Культурология» (словарь терминов)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А Б В Г Д З И К М О П Р С Т Ф Ц Э Я

Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: культурология 🎨

А

Абстракционизм (от лат. abstractio – отвлечение) – художественное направление ХХ в., отрицающее возможность познания реальности. Характеризуется созданием беспредметных пластических, цветовых, ритмических композиций, вызывающих определенные ассоциации, мысли, направленные на непостижимое начало мироздания. Основателем абстракционизма считается В. В.Кандинский, русский художник.

Авангардизм (от франц. avant – передовой и garde – отряд) – наиболее радикальная тенденция модернизма, характеризующаяся отрицанием традиций, преемственности, бунтарством, поиском новых форм на грани искусства и неискусства.

Антропология культурная – область научного знания, связанная с изучением содержания совместной жизни людей с точки зрения обусловленности их взаимодействия и коммуникаций, порождения артефактов и обмена ими в этих процессах.

Б

Барокко (итал. barocco – буквально странный, причудливый) – стиль искусства конца XVI – середины XVIII вв. Отражает сложность, многообразие, изменчивость мира. Б. свойственны контрастность, аффектация, стремление к величию и пышность, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры свойственны текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

В

Варна (от санкр. вид, род, цвет) – сословие в древнеиндийском обществе. Варн четыре: брахманы – жрецы, кшатрии – цари и воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги. Последние, в отличие от высших В., не имели права «слушать Веды». Позже на основе В. появляются касты.

Г

Готический стиль (от итал. Gotico – готы) – художественный стиль в западноевропейском искусстве X–XV вв. Проявился в строительстве кафедральных соборов и связанным с ним искусством каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Характерные черты – большая высота и использование стрельчатых арок.

Гуманизм (от лат. humsnus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Д

Дао («путь», «путь Неба») – в даосизме сущность и первопричина мира, источник его многообразия и некий естественный закон, которому следует все в природе. В учении Конфуция – правильный путь применительно к государству и благородному мужу (цзюньцзы).

Декаданс (франц. decadance, от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений культуры, отмеченное настроениями пессимизма, безнадежности, неопределенности. В декадентстве преобладает философия неограниченной свободы личности, поведения, независимого от общепринятой морали.

Духовная культура – это результаты интеллектуальной и духовной деятельности человека, которые существуют в форме символических знаковых систем. Выделяются различные области духовной культуры в соответствующих формах – религии, искусства, философии, науки, морали и т. д.

З

Западничество – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия.

И

Иконопись – вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Инициация (от лат. initiation – совершение таинств мистерий) – обряды посвящения в традиционной культуре детей во взрослую жизнь, либо посвящение в профессию, в какой-то особый род занятий. Их еще называют обрядами перехода. Предполагают как составные части обучения и серьезные испытания на выносливость или профессиональные навыки.

Интеллигенция (от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – социальная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. В русской традиции к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества.

Искусство (от др.-русск. или ст.-слав. творити искусы – создавать опыт, истязание) – одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека и человечества, деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм, процесс освоения мира в образной форме и ее результат.

К

Карма – в индийских религиях и философии автоматический действующий закон воздаяния, совокупность поступков совершенных живым существом, определяющая его новое рождение.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX веков, обращавшийся к античному искусству как к норме и образцу.

Конструктивизм (франц. constructivism, от лат. constructio – построение) – направление искусства начала ХХ в., призванное соединить эстетическое начало в искусстве и утилитарную целесообразность как истинную цель творческой деятельности (архитектура, дизайн, живопись, скульптура, фотомонтаж и т. д.).

Контр-культура – культурное объединение с особыми нормами и ценностями, активно противопоставляемыми таковым, принятым господствующей культурой.

Кубизм (франц. cubism, от cub – куб) – направление западноевропейского искусства начала ХХ в., превращающее произведение искусства в комбинацию элементарных геометрических фигур. Кубизм передает не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность.

Культура (лат. cultura – возделывание, обрабатывание) – 1) социально-творческая деятельность человечества во всех сферах быта и сознания, направленная на преобразование действительности; 2) созданный человеческой деятельностью окружающий мир – «вторая природа», в отличие от первозданной природы – натуры.

Культурно-исторический тип – автономная самодостаточная цивилизация, развитие которой подобно живому организму: рождение – созревание – расцвет – упадок.

Культурология – наука, изучающая культуру, закономерности ее существования, развития и способы постижения. В задачи К. входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ культуры как системы. В XX веке К. утвердилась как самостоятельная дисциплина.

М

Маргинализация – состояние человека или группы на грани двух культур (миграция, межэтнические браки и т. д.). Они участвуют во взаимодействии культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего возникает двойственное самосознание и психическое напряжение.

Масс-медиа (средства массовой коммуникации) – технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы коммуникации; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. «Медиа» (множественное число от «медиум») – любые инструменты коммуникации, которые передают, или «медитирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение – все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой.

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразие и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. МК носит индустриальнокоммерческий характер. К МК относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса).

Материальная культура – предметы созданной человеком второй природы (орудия труда, техника, предметы быта и пр.), которые выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой – выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации.

Менталитет – это глубинные структуры культуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое и национальное своеобразие, совокупность образов и представлений, которые лежат в основе понимания мира человеком и определяют его поведение.

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, рассказ) – 1) совокупность мифов, система мифов; 2) наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

Модернизм (франц. modernism, от лат. modernus – новый, современный) – обозначение художественных течений начала ХХ в., отрицающих изобразительность искусства, «копирование» натуры. М. утверждает независимость искусства от реальности и стремится изобразить неизобразимое, невидимую духовную сторону природы.

О

Обряд – совокупность условных, традиционных, упорядоченных, повторяющихся действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, признающих наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и связей и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей.

П

Пантеизм – религиозно философское учение, отождествляющее Бога с космосом. Бог в П. не мыслится как какая-то Личность, существующая вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. immanens – внутренне присущий чему-либо) космосу.

Постмодернизм (франц. postmodernism, от лат. post – после, modernus – новый, современный) – культура переходного периода (искусство, философия, социология), возникшая в 70–80-е гг. ХХ в. Постмодернизм отрицает ценности модернизма, традиционные 163 ценности европейской культуры, утверждает ощущение мира как хаоса, в котором отсутствуют ценностные ориентиры.

Протестантская этика – система ценностных нормативов, характерная для протестантизма, предполагающая такие светские ценности, как право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая», по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция.

Р

Рационализм – мировоззренческая установка, предполагающая веру в разумное устройство окружающего мира и человеческой природы. Р. рассматривает разум в качестве орудия для преобразования природы, человеческого общества и самого человека.

Религия – мировоззрение, система нравственных отношений и практика (образ и уклад жизни, специфические действия) лично- 164 сти, группы, любого объединения людей, общества, народа, которые выстраиваются в соответствии с верой в единого Бога или нескольких богов, устанавливают культ богослужебных и обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

Ренессанс/возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы (XIV–XVI вв.). Отличительная черта эпохи – светский характер культуры и ее антропоцентризм, то есть обращение в первую очередь к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение».

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства.

Ритуал – исторически сложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы.

Романтизм – философское и художественное направление в европейской культуре XVIII – 1-й половины XIX вв., отразившее разочарование в итогах Великой французской революции, идеологии Просвещения и буржуазных идеалах. Основа романтического мировосприятия – ощущение мучительного разлада идеала и действительности.

С

Секуляризация (от позднелатинского saecularis – мирской, светский) – освобождение общества от религии, церковных институтов.

Симулякр (лат. simulacrum – подобие, видимость) – «копия без оригинала» (Ж. Бодрийяр), обманчивая видимость, мнимость, замена реальности конструированием вещей. Удваивание миражей, присваивание смысла пустоте.

Синкретизм – нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Термин этот применяется и к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии.

Субкультуры – автономные культурные группы в рамках основной национальной или официальной культуры. Характеризуются специфической идейной основой, особым образом жизни, демонстративным стилем, которые противопоставляются общепринятым.

Супрематизм (от лат supremus – наивысший, крайний, последний) – течение авангардизма, разновидность геометрического абстракционизма как метода «отражения высшей реальности» (К Малевич).

Сюрреализм (от франц. Surrealism – над, сверхреализм) – течение искусства первой половины ХХ в. (поэзия, живопись). Основано на идее отображения «сверхреальных» явлений, алогичных связей объектов материальной действительности, на материализации бессознательных переживаний.

Т

Творчество – целенаправленная созидательная деятельность, направленная на получение принципиально новых для общества (а не индивида), социально значимых и целесообразно оформленных результатов. Т является компонентом всех видов социокультурной деятельности: оно присутствует в науке, искусстве, социально-политической практике и т. д.

Ф

Фетишизм – поклонение материальным предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Футуризм (франц. futurism, от лат. futurum – будущее): 1) течение авангардного искусства начала ХХ в. (поэзия и живопись), для которого характерен разрыв с традицией, устремленность в настоящее и будущее, обращение к современному городу, миру техники, авиации, спорта; 2) общее название художественных авангардистских движений 1910-х –1920-х гг., прежде всего в Италии и России. Основоположник-теоретик – итальянский поэт Ф. Т. Маринетти.

Ц

Цивилизационный подход – способ интерпретации социальной динамики как набора автономных самодостаточных цивилизаций, каждая из которых проигрывает свой индивидуальный цикл развития.

Цивилизация (от лат. – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 3) уровень развития материальной и духовной культуры; 4) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).

Э

Эволюционный подход – способ интерпретации социальной динамики как направленного прогрессивно исторического процесса.

Экспрессионизм (франц. expressionism, от лат. expressio – выражение) – течение в западно-европейской живописи, скульптуре, литературе и театре 1910-х–1920-х гг., выражающее несогласие с окружающей действительностью, трагическое восприятие мира и жизни человека.

Я

Язычество (от ст.-слав. языцы – народы, имеющие свой собственный язык) – буквально, «религия народов» или «народная религия», обозначение нехристианских религий, в широком смысле – политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм».