... > Психология и педагогика > Тематический глоссарий по...

Тематический глоссарий по предмету «Психология и педагогика» (словарь терминов)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А Б В Г Д З И К М Н О П Р С Т У Ф Э Я

Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: психология и педагогика 👶

А

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей (прежде всего социальной) среде.

Активность — деятельностное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования.

Амбивалентность чувств — двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Астения — состояние психической слабости, проявляющееся в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости настроения.

Аффект чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса).

Б

Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает себе отчета.

Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

В

Восприятие — познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.

Г

Гештальт психология — психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.

Глубинная психология (психоанализ) — ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).

Гуманистическая психология — психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Д

Дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.

Детерминизм — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.

Дидактика — раздел педагогики, в котором излагаются теоретические основы образования и обучения.

Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.

З

Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически.

И

Индукция — логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждению более общего характера.

Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и образа-Я.

Интеллектуальное поведение животных — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интуиция — способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.

Избирательность восприятия — это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

К

Катарсис — эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.

Классно-урочная система — коллективная форма организации обучения, при которой ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы; класс работает по единому годовому плану и программе; основной единицей занятий является урок по одному предмету.

Когнитивная психология — психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. 

Компенсация — возмещение, уравновешивание деятельности плохо развитых или нарушенных психических функций путем использования высокоразвитых или сохраненных функций.

Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

М

Мотив — побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Н

Настроение — это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Надсознательное — не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.

О

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез — процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

П

Память — это процессы организации и хранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов.

Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Персонализм — направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Перцепция (восприятие) — процесс непосредственного и активного отражения объектов.

Познавательные процессы — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Психоанализ — метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.

Психическое состояние — относительно устойчивое явление, отражающие особенности функционирования психики человека на ограниченном отрезке времени.

Р

Рекапитуляции теория — теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) — процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.

С

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Сензитивностъ — повышенная чувствительность живого существа к происходящим с ним событиям. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздействие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.).

Сенсорика (ощущения) — непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов.

Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Сознание — высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельности людей.

Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным.

Сознательность и активность обучения — это важнейший принцип обучения, в нем отражается закономерная зависимость в том, что сознательное усвоение знаний студентами зависит от мотива обучения, уровня и характера познавательной активности студента и организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе. Потребность и мотив формируются далеко еще до ВУЗа.

Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Т

Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов.

Трансфер — применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

У

Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Ф

Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Форма организации обучения — специально организованная деятельность учителя и учащихся, осуществляющаяся в определенном порядке и режиме.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

Э

Эмпиризм — концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Я

Я-концепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе.