... > Основы менеджмента > Тематический глоссарий по...

Тематический глоссарий по предмету «Основы менеджмента» (словарь терминов)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Б В Г Д З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц

Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: основы менеджмента 🧠

Б

Бюджет – план, отражающий ожидаемые результаты и распределение ресурсов в количественной форме.

В

Вертикальные связи (субординационные, иерархические) — это связи руководства и подчинения и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Виртуальная корпорация — временная сетевая структура независимых организаций, связанных информационной технологией, объединенных для эффективного использования открывающихся возможностей рынка.

Властные полномочия — официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов.

Власть — это потенциальная способность контролировать действия окружающих.

Влияние – поведение человека, изменяющее отношение и чувства других людей.

Внутренняя переменная – ситуативный фактор внутри организации: цели, структура, задания, технология и люди.

Высокая структура – организационная структура, характеризуемая большим количеством уровней менеджмента и небольшой нормой управляемости.

Г

Глубина работы – относительная степень влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на рабочую среду.

Группа – два или более лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое из них влияет на другое и испытывает на себе его влияние.

Групповое мышление – тенденция индивидуумов к подавлению своей точки зрения на проблему, чтобы не нарушить гармонию группы.

Д

Делегирование — процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на ниже лежащих уровнях иерархии.

Департаментализация — выделение обособленных подразделений в структуре организации.

Дивизиональная организационная структура — отделы группируются в самодостаточные подразделения, в соответствии с общностью выпускаемых товаров, программами или по географическому принципу.

З

Задача – порученная работа, серия рабочих заданий, которые должны быть выполнены определенным способом в конкретно указанные сроки.

И

Имитация – процесс разработки модели реальной ситуации и проведения экспериментов с целью определить, что произойдет в такой ситуации.

Интеграция – процесс объединения усилий разных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.

К

Каналы коммуникаций — это пути, которые используются с целью передачи информации.

Классическая школа менеджмента – ранний подход к менеджменту, базирующийся на выявлении унифицированных принципов для рационального управления организацией. Сторонники этой школы считали возможным определение наилучшей организационной системы благодаря выявлению основных функций бизнеса.

Командная цепочка — неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность.

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению.

Коммуникации — это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми.

Коммуникация — это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. — общение.

Конкурентное преимущество – результат отличительной компетенции, позволяющий организации привлекать и удерживать потребителей.

Контроль – процесс обеспечения достижения целей организации.

Корпоративная культура — набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации.

Критический путь – самая длительная последовательность взаимосвязанных событий при реализации проекта, обеспечивающая его завершение в кратчайшее время.

М

Матричная структура управления — организационная структура управления, основанная на принципе двойного подчинения исполнителей.

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Менеджер высшего звена – менеджер, отвечающий за решения относительно организации в целом или ее большой части.

Менеджер, ориентированный на работу, – менеджер, интересующийся, прежде всего, распределением работы и разработкой системы вознаграждения с целью повышения эффективности персонала.

Менеджер, ориентированный на сотрудника, – менеджер, который прежде всего заботится о людях и повышает их эффективность путем улучшения человеческих отношений

Менеджмент — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производ­ственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия.

Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель.

Мотивация – процесс стимулирования себя и других к действиям, направленным на достижение индивидуальных и организационных целей.

Н

Непостоянство внешней среды – относительная скорость изменений внешней среды организации.

Непрограммируемое решение – выбор, который приходится делать в новой или неструктурируемой ситуации либо в ситуации с неизвестными факторами.

Нестабильная внешняя среда – внешняя среда, характеризуемая высоким уровнем взаимозависимости факторов, что повышает ее сложность, неустойчивость и неопределенность.

Неформальная коммуникация — вид внутриорганизационной коммуникации, при котором информационный обмен совершается между сотрудниками организации вне их связи с производственными обязанностями и местом в организационной иерархии.

Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, регулярно вступающих во взаимодействие для достижения целей организации.

Норма управляемости (норма контроля, объем ответственности) — число сотрудников непосредственно подотчетных менеджеру.

О

Обратная связь – реакция на коммуникации, помогающая отправителю информации определить, была ли она воспринята получателем.

Объем работы – количество разных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

Оплата труда – денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией сотруднику за выполненную им работу.

Организационная структура — разработка систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.

Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Организационный контроль — это системный процесс, с помощью которого менеджеры регулируют деятельность предприятия, чтобы привести ее в соответствие с планами, целями и стандартами исполнения.

Ответственность – обязательство выполнять задания и отчитываться об их удовлетворительном завершении.

П

Планирование — процесс определения целей организации и средств их достижения.

Подразделение – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации как единого целого.

Политика – общее руководство для действий и принятия решений, способствующих достижению целей.

Потребности – воспринимаемый человеком психологический или физиологический недостаток чего-либо.

Предприниматель – индивидуум, который идет на риск, создавая новую организацию или предлагая обществу новые идеи либо продукты.

Проблемный менеджмент это подход, при котором выделяются несколько проблем управления фирмой, помогающих в стратегическом планировании, которые требуют решения.

Прогнозирование – метод планирования на основе как прошлого опыта, так и текущих предпосылок относительно развития будущего.

Р

Рабочая группа – группа индивидуумов, вместе выполняющих рабочее задание.

Резерв времени – разница между самым ранним возможным временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его окончания.

Реинжиниринг — радикальная перестройка бизнес-процессов организации, цель которой состоит в достижении более высоких показателей качества продукции и уровня обслуживания, снижении издержек.

Риск – степень неопределенности при прогнозировании результата.

С

Сетевая организация — организационный тип структуры, свободно связанной, гибкой, горизонтальной сети управления принципиально равноправных, разных по своим функциям на рынке, независимых партнеров.

Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам коммуникации.

Стандарт – конкретная цель, с помощью которой измеряется прогресс.

Стандартизация – использование в производстве однородных, взаимозаменяемых компонентов.

Стиль руководства — это индивидуально-личностные особенности системы методов, приемов и средств влияния руководителя на коллектив ради обеспечения эффективности его работы.

Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей.

Стратегия – общий, всеобъемлющий план достижения целей.

Стратегия слияния — объединение в одну организацию двух или более компаний, создание совместных предприятий (стратегический альянс).

Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.

Т

Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели; обычно разрабатывается на среднем уровне менеджмента.

Точка безубыточности – точка, в которой общая прибыль организации равна ее общим затратам.

У

Управленческое решение — выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач.

Уровни менеджмента – результаты процесса распределения задач координации деятельности организации по вертикали путем делегирования полномочий.

Ф

Формализация управления ― это установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме. Последнее может быть изложено в инструкциях, приказах, нормативах.

Х

Харизма – влияние, основанное на свойствах личности лидера и его способности привлекать сторонников.

Ц

Цель — желаемое состояние будущего, достичь которого пытается организация.