Тематический глоссарий по предмету «Основы менеджмента» (словарь терминов)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: основы менеджмента 🧠
Б
Бюджет – план, отражающий ожидаемые результаты и распределение ресурсов в количественной форме.
В
Вертикальные связи (субординационные, иерархические) — это связи руководства и подчинения и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Виртуальная корпорация — временная сетевая структура независимых организаций, связанных информационной технологией, объединенных для эффективного использования открывающихся возможностей рынка.
Властные полномочия — официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов.
Власть — это потенциальная способность контролировать действия окружающих.
Влияние – поведение человека, изменяющее отношение и чувства других людей.
Внутренняя переменная – ситуативный фактор внутри организации: цели, структура, задания, технология и люди.
Высокая структура – организационная структура, характеризуемая большим количеством уровней менеджмента и небольшой нормой управляемости.
Г
Глубина работы – относительная степень влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на рабочую среду.
Группа – два или более лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое из них влияет на другое и испытывает на себе его влияние.
Групповое мышление – тенденция индивидуумов к подавлению своей точки зрения на проблему, чтобы не нарушить гармонию группы.
Д
Делегирование — процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на ниже лежащих уровнях иерархии.
Департаментализация — выделение обособленных подразделений в структуре организации.
Дивизиональная организационная структура — отделы группируются в самодостаточные подразделения, в соответствии с общностью выпускаемых товаров, программами или по географическому принципу.
З
Задача – порученная работа, серия рабочих заданий, которые должны быть выполнены определенным способом в конкретно указанные сроки.
И
Имитация – процесс разработки модели реальной ситуации и проведения экспериментов с целью определить, что произойдет в такой ситуации.
Интеграция – процесс объединения усилий разных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.
К
Каналы коммуникаций — это пути, которые используются с целью передачи информации.
Классическая школа менеджмента – ранний подход к менеджменту, базирующийся на выявлении унифицированных принципов для рационального управления организацией. Сторонники этой школы считали возможным определение наилучшей организационной системы благодаря выявлению основных функций бизнеса.
Командная цепочка — неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность.
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению.
Коммуникации — это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми.
Коммуникация — это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. — общение.
Конкурентное преимущество – результат отличительной компетенции, позволяющий организации привлекать и удерживать потребителей.
Контроль – процесс обеспечения достижения целей организации.
Корпоративная культура — набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации.
Критический путь – самая длительная последовательность взаимосвязанных событий при реализации проекта, обеспечивающая его завершение в кратчайшее время.
М
Матричная структура управления — организационная структура управления, основанная на принципе двойного подчинения исполнителей.
Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Менеджер высшего звена – менеджер, отвечающий за решения относительно организации в целом или ее большой части.
Менеджер, ориентированный на работу, – менеджер, интересующийся, прежде всего, распределением работы и разработкой системы вознаграждения с целью повышения эффективности персонала.
Менеджер, ориентированный на сотрудника, – менеджер, который прежде всего заботится о людях и повышает их эффективность путем улучшения человеческих отношений
Менеджмент — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия.
Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель.
Мотивация – процесс стимулирования себя и других к действиям, направленным на достижение индивидуальных и организационных целей.
Н
Непостоянство внешней среды – относительная скорость изменений внешней среды организации.
Непрограммируемое решение – выбор, который приходится делать в новой или неструктурируемой ситуации либо в ситуации с неизвестными факторами.
Нестабильная внешняя среда – внешняя среда, характеризуемая высоким уровнем взаимозависимости факторов, что повышает ее сложность, неустойчивость и неопределенность.
Неформальная коммуникация — вид внутриорганизационной коммуникации, при котором информационный обмен совершается между сотрудниками организации вне их связи с производственными обязанностями и местом в организационной иерархии.
Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, регулярно вступающих во взаимодействие для достижения целей организации.
Норма управляемости (норма контроля, объем ответственности) — число сотрудников непосредственно подотчетных менеджеру.
О
Обратная связь – реакция на коммуникации, помогающая отправителю информации определить, была ли она воспринята получателем.
Объем работы – количество разных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.
Оплата труда – денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией сотруднику за выполненную им работу.
Организационная структура — разработка систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.
Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.
Организационный контроль — это системный процесс, с помощью которого менеджеры регулируют деятельность предприятия, чтобы привести ее в соответствие с планами, целями и стандартами исполнения.
Ответственность – обязательство выполнять задания и отчитываться об их удовлетворительном завершении.
П
Планирование — процесс определения целей организации и средств их достижения.
Подразделение – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации как единого целого.
Политика – общее руководство для действий и принятия решений, способствующих достижению целей.
Потребности – воспринимаемый человеком психологический или физиологический недостаток чего-либо.
Предприниматель – индивидуум, который идет на риск, создавая новую организацию или предлагая обществу новые идеи либо продукты.
Проблемный менеджмент — это подход, при котором выделяются несколько проблем управления фирмой, помогающих в стратегическом планировании, которые требуют решения.
Прогнозирование – метод планирования на основе как прошлого опыта, так и текущих предпосылок относительно развития будущего.
Р
Рабочая группа – группа индивидуумов, вместе выполняющих рабочее задание.
Резерв времени – разница между самым ранним возможным временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его окончания.
Реинжиниринг — радикальная перестройка бизнес-процессов организации, цель которой состоит в достижении более высоких показателей качества продукции и уровня обслуживания, снижении издержек.
Риск – степень неопределенности при прогнозировании результата.
С
Сетевая организация — организационный тип структуры, свободно связанной, гибкой, горизонтальной сети управления принципиально равноправных, разных по своим функциям на рынке, независимых партнеров.
Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам коммуникации.
Стандарт – конкретная цель, с помощью которой измеряется прогресс.
Стандартизация – использование в производстве однородных, взаимозаменяемых компонентов.
Стиль руководства — это индивидуально-личностные особенности системы методов, приемов и средств влияния руководителя на коллектив ради обеспечения эффективности его работы.
Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей.
Стратегия – общий, всеобъемлющий план достижения целей.
Стратегия слияния — объединение в одну организацию двух или более компаний, создание совместных предприятий (стратегический альянс).
Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.
Т
Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели; обычно разрабатывается на среднем уровне менеджмента.
Точка безубыточности – точка, в которой общая прибыль организации равна ее общим затратам.
У
Управленческое решение — выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач.
Уровни менеджмента – результаты процесса распределения задач координации деятельности организации по вертикали путем делегирования полномочий.
Ф
Формализация управления ― это установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме. Последнее может быть изложено в инструкциях, приказах, нормативах.
Х
Харизма – влияние, основанное на свойствах личности лидера и его способности привлекать сторонников.
Ц
Цель — желаемое состояние будущего, достичь которого пытается организация.