Тематический глоссарий по предмету «Речевая коммуникация» (словарь терминов)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: речевая коммуникация 💁♂️
А
Аннотация – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей.
Аргументы – это факты, доводы в поддержку вашего тезиса.
В
Вербальная коммуникация – это общение, обмен информацией с помощью слов.
Враждебное замечание – это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим.
Г
Грубое требование – грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение.
Грубый отказ – выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование.
Д
Деловая беседа – акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств.
Деловая игра – это разыгрывание ситуаций в сфере деятельности конкретного специалиста.
Диалог – форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка; процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой.
Дискуссия – это спор, который направлен на достижение истины с помощью только корректных приемов ведения спора.
З
Знак – метка, предмет, явление, которым обозначается, выражается что-нибудь.
И
Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с кем-либо.
К
Коммуникативная личность – устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации.
Коммуникативная неудача – положение вещей, при котором коммуниканты не могут реализовать свои коммуникативные намерения или коммуникативные ожидания.
Коммуникативная позиция говорящего – степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику.
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
Коммуникативный барьер – помехи, из-за которых коммуникация может не состояться.
Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Контактная зона – это физическое пространство контакта (комм. акта), процесс и содержание контакта.
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфронтация – жесткое противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, социальных систем.
Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собой процессах труда.
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Л
Лесть – это такой метод говорить приятные вещи (заведомо неправдивые), который помогает отвлечь внимание от реального спича, не вызывающего доверия.
М
Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Метатекст – функционально-семантическая категория текста, обозначающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения).
Мониторинг – это сложный процесс организации человеческого взаимодействия, который включает такие составляющие, как наблюдение, анализ, контроль за ходом коммуникации, управление конфликтами.
Монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.
Н
Насмешка (колкость) – это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию.
Национальный стиль общения – это типичные, распространенные, наиболее вероятные особенности мышления и поведения.
Невербальная коммуникация – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения с большей степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.
Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу.
Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д.
О
Оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
П
Переговоры – процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.
Персуазивная коммуникация – комплексное речевое воздействие с целью убеждения.
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста.
Подкуп – передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга.
Подчинение – стратегия, которая заключается в том, что ход коммуникативного события не совпадает с желаниями и представлениями субъекта речи, и он предпринимает коммуникативные действия, стремясь воздействовать на партнера в своих интересах – заставить его действовать соответственно прогнозируемому результату.
Полемика – это спор, в котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей.
Порицание – выражение неодобрения, осуждения.
Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации.
Проповедь – это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение
Просьба – побудительный речевой акт, представляющий собой попытку говорящего повлиять на слушающего с тем, чтобы заставить его совершить некоторое выгодное для себя действие, которое он может, но не должен совершать.
Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение информации, которое часто сопровождается показом наглядного материала и всегда имеет определенную цель.
Р
Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней.
Речевая агрессия – это воздействие на сознание адресата, явное и настойчивое навязывание определенной точки зрения средствами языка, что лишает адресата выбора и способности делать собственные выводы, анализировать факты.
Речевая деятельность – осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.
Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).
Речевое воздействие – это влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации.
Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой (вербальная и невербальная), обусловленная особенностями воспитания, местом рождения и обучения, средой, в которой человек привычно общается, всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также национальной общности.
Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации.
Речь – проявление и функционирование языка, сам процесс общения.
С
Сигнал – код (символ, знак), созданный и переданный в пространство (по каналу связи) одной системой, либо возникший в процессе взаимодействия нескольких систем.
Собеседование – специально организованная беседа, устраиваемая с целью выявления подготовленности лица к определенному виду деятельности.
Соперничество – вид поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта.
Софистика – это спор, целью которого является достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
Спор – это особый вид речевой коммуникации, под которым понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Ссора – сложный речевой жанр агрессивного межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.
Стереотипы речевого поведения – это устойчивые представления о том, как в той или иной ситуации следует вести себя.
Стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.
Т
Табу – это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.
Трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.
Трюизмы – банальные истины.
У
Убеждающая речь – это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.
Угроза – обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие.
Ф
Формулы речевого этикета – это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.
Ч
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв.
Э
Эклектика – это спор, целью которого является достижение истины с помощью некорректных приемов.
Этика – это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, ее структуру и социальные функции.
Я
Язык – средство общения, система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.
Языковая игра – это особый вид речетворческой семиотической деятельности, отступление от нормы.
Языковые нормы – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.