... > Речевая коммуникация > Тематический глоссарий по...

Тематический глоссарий по предмету «Речевая коммуникация» (словарь терминов)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Э Я

Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: речевая коммуникация 💁‍♂️

А

Аннотация – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей.

Аргументы – это факты, доводы в поддержку вашего тезиса.

В

Вербальная коммуникация – это общение, обмен информацией с помощью слов.

Враждебное замечание – это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим.

Г

Грубое требование – грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение.

Грубый отказ – выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование.

Д

Деловая беседа – акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством слов и невербальных средств.

Деловая игра – это разыгрывание ситуаций в сфере деятельности конкретного специалиста.

Диалог – форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка; процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой.

Дискуссия – это спор, который направлен на достижение истины с помощью только корректных приемов ведения спора.

З

Знак – метка, предмет, явление, которым обозначается, выражается что-нибудь.

И

Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с кем-либо.

К

Коммуникативная личность – устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации.

Коммуникативная неудача положение вещей, при котором коммуниканты не могут реализовать свои коммуникативные намерения или коммуникативные ожидания.

Коммуникативная позиция говорящего степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику.

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.

Коммуникативный барьер – помехи, из-за которых коммуникация может не состояться.

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Контактная зона – это физическое пространство контакта (комм. акта), процесс и содержание контакта.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфронтация – жесткое противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, социальных систем.

Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собой процессах труда.

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Л

Лесть – это такой метод говорить приятные вещи (заведомо неправдивые), который помогает отвлечь внимание от реального спича, не вызывающего доверия.

М

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Метатекст – функционально-семантическая категория текста, обозначающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения).

Мониторинг – это сложный процесс организации человеческого взаимодействия, который включает такие составляющие, как наблюдение, анализ, контроль за ходом коммуникации, управление конфликтами.

Монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.

Н

Насмешка (колкость) – это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию.

Национальный стиль общения – это типичные, распространенные, наиболее вероятные особенности мышления и поведения.

Невербальная коммуникация – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения с большей степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.

Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д.

О

Оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.

П

Переговоры – процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.

Персуазивная коммуникация – комплексное речевое воздействие с целью убеждения.

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста.

Подкуп – передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга.

Подчинение – стратегия, которая заключается в том, что ход коммуникативного события не совпадает с желаниями и представлениями субъекта речи, и он предпринимает коммуникативные действия, стремясь воздействовать на партнера в своих интересах – заставить его действовать соответственно прогнозируемому результату.

Полемика – это спор, в котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Порицание – выражение неодобрения, осуждения.

Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации.

Проповедь – это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение

Просьба – побудительный речевой акт, представляющий собой попытку говорящего повлиять на слушающего с тем, чтобы заставить его совершить некоторое выгодное для себя действие, которое он может, но не должен совершать.

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение информации, которое часто сопровождается показом наглядного материала и всегда имеет определенную цель.

Р

Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней.

Речевая агрессия – это воздействие на сознание адресата, явное и настойчивое навязывание определенной точки зрения средствами языка, что лишает адресата выбора и способности делать собственные выводы, анализировать факты.

Речевая деятельностьосознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.

Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Речевое воздействие – это влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации.

Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой (вербальная и невербальная), обусловленная особенностями воспитания, местом рождения и обучения, средой, в которой человек привычно об­щается, всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также национальной общности.

Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации.

Речь – проявление и функционирование языка, сам процесс общения.

С

Сигнал – код (символ, знак), созданный и переданный в пространство (по каналу связи) одной системой, либо возникший в процессе взаимодействия нескольких систем.

Собеседование специально организованная беседа, устраиваемая с целью выявления подготовленности лица к определенному виду деятельности.

Соперничество – вид поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта.

Софистика – это спор, целью которого является достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.

Спор – это особый вид речевой коммуникации, под которым понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Ссора – сложный речевой жанр агрессивного межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.

Стереотипы речевого поведения – это устойчивые представления о том, как в той или иной ситуации следует вести себя.

Стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

Т

Табу – это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

Трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.

Трюизмы – банальные истины.

У

Убеждающая речь – это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.

Угроза – обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие.

Ф

Формулы речевого этикета – это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора.

Ч

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв.

Э

Эклектика – это спор, целью которого является достижение истины с помощью некорректных приемов.

Этика – это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, ее структуру и социальные функции.

Я

Язык – средство общения, система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.

Языковая игра – это особый вид речетворческой семиотической деятельности, отступление от нормы.

Языковые нормы – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.