Тематический глоссарий по предмету «Современная пресс-служба» (словарь терминов)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: современная пресс-служба 🎤
А
Аккредитация журналистов — это 1. заявка журналистов на участие в том или ином информационном мероприятии, проводимом организацией. 2. Специально организованная система отношений между организацией и СМИ.
Антикризисное управление — план, который нужен для минимизации потенциального ущерба от кризиса и иногда может быть эффективен в устранении кризиса вообще.
Б
Биография – жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице.
Биография-конспект – это факт-лист, с тем же принципом подачи информации. Биография-конспект обычно делается для экономической сферы. Чаще всего встречается в корпоративных изданиях (например, биографии новых сотрудников).
Биография-повествование – этот тип биографии применяется преимущественно в политической сфере. Акцент с дат в данном случае перемещается в сторону качеств личности, характеристик человека.
Биография-рассказ – связный текст, разбитый на абзацы. В отличие от биографии-конспекта, здесь активно присутствуют сказуемые (пришел, окончил, поступил и т. д.).
Бэкграундер – вид письменного материала, цель которого – сообщить информацию об истории возникновения и развития компании, дать дополнительные сведения по какому-либо поводу или ситуации, которые связаны с деятельностью организации в настоящее время.
Брифинг (от англ. brief «краткий») или инструктаж — мероприятие, в ходе которого организатор доводит до присутствующих некую информацию. Также встреча представителей государственного учреждения с журналистами с целью изложения официальной точки зрения.
В
«Внешний» имидж – это восприятие руководителя обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают какое-либо влияние на деятельность организации.
Г
Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название газета произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета).
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Д
Дайджест – документ, в котором кратко излагается содержание материалов СМИ с целью создать представление о наиболее важных акцентах в медиапространстве за опр. время.
До-спин – подготовка перед событием.
Ж
Журналы — печатное периодическое издание. Журнал, как и газета, является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. В отличие от газет, журналы рассматривают события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном.
З
Заявление для СМИ – это особый вид текста, рассылаемый в средства массовой информации и создаваемый службой по связям с общественностью по заданию руководства, в котором организация объявляет о своем отношении к какому-либо событию или факту.
И
Инфоповод – это событие, которое может быть интересно читателям, зрителям или слушателям, событие, из которого можно создать информационное сообщение – новость.
Информационная политика – это часть коммуникативной политики субъекта информационного поля, предполагающая четко сформулированные и документально зафиксированные принципы, формы и нормы отношений организации со СМИ с учетом разработанной внутренней классификации.
Информационный пакет для прессы — один из основных инструментов связей с общественностью, так как он включает несколько видов материалов и широко используется во время самых разных мероприятий: пресс-конференций, презентаций, выставок, годовых собраний акционеров и т. п.
К
Каналы формирования общественного мнения — это коммуникационные каналы, по которым обеспечивается быстрая передача и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений через эти каналы среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Ключевые СМИ — это самые важные и главные СМИ, с которыми мы сотрудничаем, у нас хорошие отношения, мы там постоянно публикуемся, их аудитория нам подходит.
Коммуникативная подсистема – относительно самостоятельный элемент системы государственного управления, представляющая собой совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении; совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления; пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления.
Компетентность сотрудников пресс-службы — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в пресс-службе.
Контент-анализ СМИ – это процесс изучения и отслеживания информации, поступающей в СМИ; преобразование полученного количественного материала в качественную форму посредством классификации сообщений.
Кризис — это событие, из-за которого компания рискует попасть в центр недоброжелательного внимания СМИ и других целевых аудиторий.
Кризисная ситуация — это угроза безопасности компании, как репутационной, так и финансово-экономической.
М
Медиакарта — справочные данные об одном СМИ.
Медиалист — перечень целевых для организации СМИ и их характеристики: название СМИ; маркировка (например, «еженедельная газета для деловых людей»); учредитель; периодичность; тираж; аудитория; количество полос; основные рубрики; журналисты, работающие по определенной тематике, и их координаты.
Медиаобраз — это представление об организации или личности, сформированное в сознании общества. Оно конструируется путем отражения имиджа, позиционирования или отдельных черт объекта в СМИ.
Медиапланирование – это необходимый компонент работы пресс-службы, представляющий собой перечень предполагаемых публикаций в конкретных СМИ с указанием предполагаемых сроков. Медиапланирование начинается с составления медиалиста и медиакарты, после чего составляется сам медиаплан.
Меморандум — информационно-справочный документ с изложением взглядов по какому-либо вопросу. Может использоваться в дипломатических отношениях, предпринимательстве, в качестве докладной записки или справки внутри организации.
Менеджмент новостей – это процесс управления новостями (информацией) о той или иной организации или персоне. Менеджмент новостей является составной частью (подсистемой) общей деятельности по связям с общественностью.
Мониторинг – процесс поиска и анализа материалов, в которых упоминается компания и все, связанное с ее деятельностью и деятельностью конкурентов.
Н
Наружная реклама — один из наиболее гибких и удобных способов рекламы, а также одна из удобнейших возможностей установить контакт с потребителем.
Новость – это творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации.
О
Общественная (некоммерческая) организация – это организация, руководители которой первоочередной задачей своей деятельности выбрали не извлечение прибыли, а достижение благотворительных, образовательных, научных и пр. целей в сферах охраны здоровья граждан, удовлетворения их духовных потребностей, защиты законных интересов и пр.
Общественное мнение – состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях действительности.
Оценка эффективности — сравнение достигнутых результатов с планируемыми. Оценка эффективности пресс-службы напрямую связана с долгосрочным планированием.
П
Печатные СМИ — это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной и визуальной информации.
Положение о пресс-службе – документ, определяющий основные параметры работы пресс-службы, регламентирующий и регулирующий деятельность данной структуры.
После-спин – анонсирование события.
Презентация — самостоятельное мероприятие, которое может выступать в форме приема, представления компании, первых лиц, новой продукции компании приглашенной аудитории.
Пресс-атташе — (изначально) пресс-секретарь, который работает на дипломатическое ведомство и отвечает за вопросы печати и информации. Сейчас его сфера деятельности распространяется на дипломатию, спорт, культуру и медиа.
Пресс-досье представляет собой сборник материалов, документов, сведений, статей, опубликованных в различных средствах массовой информации и содержащих подробную информацию о конкретном человеке, компании, мероприятии. Пресс-досье является максимально полным классифицированным перечнем информационных материалов по определенной тематике, полученных из открытых источников.
Пресс-клиппинг – технология подбора публикаций в СМИ за определенное время, в которых упоминается компания/персона/событие.
Пресс-конференция – это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющая целью предоставление СМИ фактографической, проблемной и комментирующей информации.
Пресс-релиз – жанр PR-текстов, относящийся к оперативно-новостным жанрам, призванный информировать общественность и кратко сообщать информацию.
Пресс-релиз анонс – это короткое сообщение о предстоящем мероприятии длиной не более одной страницы. Обычно содержит приглашение журналистов для участия в нем. Не раскрывает интересную историю, а только обещает ее. Содержит список выступающих.В анонсе-приглашении обязательно должны быть указаны: дата, время, место проведения.
Пресс-релиз новость (news release) – это сообщение, содержащее важную новость.
Пресс-секретарь – это уполномоченный представитель частного лица либо компании. Его основная задача заключается в общении со СМИ и любыми другими организациями с целью официального разъяснения позиции тех, от чьего имени он делает заявления.
Пресс-служба – это автономное подразделение субъекта PR, обеспечивающее его информационную политику со СМИ.
Пресс-тур – это запланированное PR-службой мероприятие, предназначенное специально для СМИ, которое проводится организацией с целью продвижения того или иного продукта.
Пресс-центр – это PR-агентство, в задачи которого входят информирование граждан о деятельности структур; стимулирование поддержки гражданами социально значимых программ и общественных движений; создание благоприятного имиджа структур.
С
Спиндокторинг — представление событий для групп целевой общественности в оптимизированном виде, коррекция («выправление») информационных поводов в кризисных ситуациях получила в науке название спиндокторинг.
Спин-даун — менеджмент событий, которые уже не контролируются, для предотвращения дальнейшего ущерба.
Спин-контроль – менеджмент событий, выходящий из-под контроля.
Стратегический план пресс-службы – долгосрочные планы: точный комплекс мероприятий, позволяющих эффективно взаимодействовать со СМИ и обеспечивающих постоянное присутствие организации в информационном пространстве.
Т
Торнадо-спин – попытка перевода общественного интереса в другую сторону.